Управление Росприроднадзора (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд с иском о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2021 и 2022 годы c Общества в размере 691959 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Управления. Не согласившись с решениями судов, Общество подало кассационную жалобу с требованием их отменить.
В кассационной жалобе Общество утверждает, что суды неверно истолковали п.6_1 ст.16_3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
По мнению Общества, из этого пункта не следует, что коэффициент 0,5 при расчёте платы за НВОС за сброс загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым, можно применять только при наличии технологических нормативов или комплексного экологического разрешения (далее - КЭР).
Кроме того, Общество заявляет, что оно:
- осуществляло сброс веществ в составе сточных вод в водный объект на основании разрешения на сбросы, полученного в 2018 году и действовавшего до 2023 года (включительно);
- не реализовывало программы повышения экологической эффективности и планы мероприятий по охране окружающей среды;
- не превышало нормативы допустимых сбросов (далее - НДС), установленные разрешением, в указанный период.
Исходя из этого, Общество считает, что плата за НВОС за сбросы загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым, должна рассчитываться с применением коэффициента 0,5.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество осуществляло сброс сточных вод с очистных сооружений, относящихся к объектам I категории НВОС. Эти сооружения входят в состав централизованной системы водоотведения поселений или городских округов (далее - ЦСВ ПГО).
Также судами установлено, что Общество не реализовывало программу повышения экологической эффективности и планы мероприятий по охране окружающей среды, а превышений НДС, установленных разрешением, не допускало.
Однако КЭР Обществу не выдано, технологические нормативы для объекта не разработаны.
Согласно законодательству, технологические нормативы разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели наилучших доступных технологий.
Для объектов ЦСВ ПГО, отнесенных к объектам I категории, технологические нормативы разрабатываются в отношении загрязняющих веществ на основе Технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1430.
Результатом разработки технологических нормативов являются расчеты, включаемые в заявку на получение КЭР.
Таким образом, положения п.6_1 ст.16_3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ применимы к природопользователям после 29.09.2020 и только при наличии КЭР на объекты.
Это связано с тем, что технологические нормативы и применение коэффициентов регулируются в рамках КЭР, которая подтверждает соблюдение стандартов очистки и контроля сбросов. До получения КЭР и до указанной даты применение коэффициента 0,5 законом не предусмотрено.
С учётом этих обстоятельств суды обоснованно указали, что применение Обществом коэффициента 0,5 является неправомерным. Следовательно, суды сделали обоснованный вывод о наличии оснований для взыскания с Общества задолженности по плате за НВОС.
Суд постановил: судебные акты оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2025 № А50-30924/2023.
Больше судебных решений вы найдете в разделе "Практика разрешения споров в области экологии".