Профессиональные справочные системы для специалистов
23.09.2020
Генераторы выступили против проекта предоставления льгот для ЦОД на ОРЭМ

     17 сентября 2020 года состоялось заседание Экспертной группы по формированию "Стратегии цифровой трансформации электроэнергетики" при Правлении Ассоциации "Цифровая энергетика". В центре внимания - обсуждение проекта постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части предоставления организациям, являющимся операторами центров обработки данных, льготного доступа на рынок электрической энергии и мощности" (https://regulation.gov.ru/projects#npa=106889).

     Ассоциация "Совет производителей энергии" направила позицию на проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части предоставления организациям, являющимся операторами центров обработки данных, льготного доступа на рынок электрической энергии и мощности" (далее - проект постановления), размещенный на федеральном портале нормативно-правовых актов.

     Проектом постановления предлагается для центров обработки данных (далее - ЦОД) применять порядок ценообразования на электрическую энергию (мощность), установленный для населения и приравненных к нему категорий потребителей по регулируемым договорам (далее - РД).
     
     Указанные предложения противоречат положениям Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", которые не предусматривают возможность установления льготных и (или) особых правил ценообразования для каких-либо категорий потребителей, кроме населения и приравненных к нему категорий, а также потребителей на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка в отношении поставки электроэнергии по РД.

     Ассоциация отмечает, что установление ценовых льгот для новой категории потребителей без их компенсации за счет бюджетной системы приведет к необоснованному увеличению перекрестного субсидирования за счет производителей электроэнергии.

     Также следует принять во внимание, что лимит на поставку электроэнергии (мощности) генерирующими компаниями по РД определен в размере не более 35% от объемов, установленных в сводном прогнозном балансе ФАС России, и он практически выбран объемами потребления населения.

     Увеличение объемов РД для ЦОД приведет к сокращению доли конкурентного рынка электроэнергии и дополнительному снижению выручки генерирующих компаний. Так, за 10 лет продажи электроэнергии (мощности) на оптовом рынке по РД по специальным тарифам производители электроэнергии (мощности) субсидировали потребителей по РД на сумму более 700 млрд рублей. Кроме того, надбавки, приходящиеся на реализуемые по РД объемы мощности, перекладываются на других потребителей оптового рынка и составляют в год ок. 13 млрд рублей.

     Таким образом, включение в РД объемов потребления ЦОД приведет к дальнейшему ухудшению инвестиционного климата как в электроэнергетике, так и в отраслях потребителей, несущих бремя субсидирования, на фоне повышения рентабельности в отдельном секторе ЦОД за счет снижения цены на электроэнергию.

     Также важно отметить, что проект постановления в части включения ЦОД в РД выходит за рамки поручения Президента РФ о льготном доступе ЦОД на оптовый рынок и противоречит поручениям Президента РФ и Правительства РФ о недопустимости расширения числа видов перекрестного субсидирования в электроэнергетике и создания новых нерыночных надбавок к цене на электрическую энергию (мощность), увеличивающих ее стоимость для конечных потребителей.

     Что касается вопроса поддержки создания ЦОД, то нужно отметить, что цены на электрическую энергию в России существенно ниже цен в государствах Евросоюза и других зарубежных странах (в 1,3 раза ниже, чем в США; в 2 раза ниже, чем в Китае и Бразилии; в 2,5 раза ниже, чем в Германии и Великобритании), с которыми формируется конкуренция на рынке ЦОД.

     Изменениями в Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" созданы протекционные для ЦОД условия, стимулирующие использование отечественных серверных мощностей в виде обязанности операторов персональных данных обрабатывать и хранить персональные данные россиян с использованием баз данных, размещенных на территории РФ. Также важно отметить, что IT-сфера является одной из немногих, где в условиях пандемии наблюдался рост спроса.

     Учитывая изложенное, полагаем, что снижение затрат на энергоснабжение ЦОД должно осуществляться не за счет участников оптового рынка электроэнергии и мощности, а за счет имеющихся и дополнительных возможностей (не связанных с предоставлением ценовых льгот), таких как:
     
     - выбор оптимальных мест расположения ЦОД с учетом стоимости технологического присоединения и минимизации оплаты потерь электрической энергии при ее передаче;
     
     - применение современных энергосберегающих технологий;
     
     - оптимизации суточного графика потребления и выбора исходя из него подходящей ценовой категории при расчетах с энергоснабжающими организациями;
     

     - снижение ограничений для выхода ЦОД как потребителей на оптовый рынок электрической энергии и мощности;
     

     - совершенствование правил оптового рынка в части стимулирования нового потребления.

     Также Ассоциация отмечает, что проектом постановления и пояснительной запиской не определены критерии и порядок определения и подтверждения отнесения объектов к ЦОД. Таким образом, при отсутствии нормативного регулирования статуса ЦОД или его функций любой потребитель электроэнергии, например, оператор сотовой связи или энергосбытовая компания, имеют возможность заявить о выполнении функций по обработке данных, что приведет к злоупотреблениям таким лицом предоставленными ЦОД льготами по выходу на оптовый рынок.

     В целом Ассоциация поддерживает инициативу развития услуг хранения и обработки данных, в частности объектов ЦОД на территории РФ, и отмечает, что дополнительный рост спроса на электроэнергию и мощность в целом приведет к положительным эффектам для отрасти.
     
     
     Источник:
     np-cpp.ru